Медицинские, косметологические услуги на дому стали в России обычным явлением.
Убийственная красота
Все потому, что после оптимизации системы здравоохранения, бесплатной медицины для обычных граждан стало еще меньше. Выбора практически не осталось. А быть здоровым и красивым хочется. Поэтому россияне стараются выделить хоть какие-то крохи из своих скудных бюджетов, чтобы идти к «врачу на дому», да к тому, что подешевле. И часто это заканчивается трагически.
ВЫРОСЛА ПОПУЛЯРНОСТЬ «ДОМАШНИХ ВРАЧЕЙ»
Рынок медицинских услуг на дому, в том числе подпольный, растет как грибы после дождя. Статистика свидетельствует: общий объем медицинских, косметологических платных услуг по России с выездом на дом только в одном 2022 году оценивался в более чем 16 миллиардов рублей. В прошлом году он, по прикидкам специалистов, достиг уже 18 миллиардов, потому что цены в этом сегменте растут вместе со всем остальным по стране.
Есть специальный опрос ВЦИОМа, согласно которому один из трех россиян предпочитает услуги на дому, если ему надо обратиться к «мастеру по красоте», косметологу.
Но имеются и данные Национальной ассоциации клиник эстетической медицины. Они еще более тревожны: в общем объеме косметических услуг доля нелегалов доходит до 40%.
Известен недавний случай, когда предприимчивый делец в Забайкалье, не имея никакой лицензии, активно лечил пациентам задешево зубы прямо на дому. И неудивительно, что кричащим от боли, но сэкономившим гражданам потом пришлось обращаться в нормальную поликлинику.
А в городе Дегтярске Свердловской области в прошлом году цвела махровым цветом нелегальная стоматология прямо в гаражном боксе. Что уж говорить об услугах подпольных косметологов — неистребимо в женщине желание выглядеть шикарно, идут на любые уловки. Например, в 2023 году гинеколог, официально работавшая в одной из подмосковных больниц, сделала своей подружке нитевой лифтинг, после чего женщина скончалась от передозировки лидокаина. И таких случаев можно привести сотни и даже тысячи, просто не все они, увы, доходят до общественности.
СМЕРТЕЛЬНАЯ КАПЕЛЬНИЦА
Недавно прогремел случай в Республике Татарстан, где житель Казани умер после капельницы, которую знакомый косметолог поставил ему на дому.
Знакомая женщина-врач то ли была неопытна, то ли перепутала ампулы, то ли сама страдала с бодуна, но ввела она пациенту на дому препарат от похмелья вместо витаминов, улучшающих иммунитет. Здесь, кстати, отметим, что такой вид «домашних медуслуг» крайне распространен в РФ.
Но вот в случае с казанским пациентом его смерть наступила очень скоро по причине внутреннего кровотечения на фоне хронического гастрита. Скандал получился громким, дело дошло даже до председателя СК РФ.
Выяснились подробности: одна дама из коттеджного поселка в Казани захотела воспользоваться услугой знакомого косметолога. Та публиковала в интернете рекламу капельниц с витаминами — Сеть, как все мы знаем, буквально забита рекламой «домашних врачей». Горе-косметолог обещала, что ее чудо-витамины, дескать, «помогут снять отеки после родов».
Женщина решила подправить фигуру. Заодно и ее муж решил сделать капельницу. А что? «Поднятие иммунитета» никому не помешает! Но в реальности процедура прошла таким образом, что супругам вскоре стало очень плохо. Состояние женщины как-то удалось стабилизировать, а вот мужчина умер. Таков оказался результат ошибочной «капельницы от похмелья», притом что человек спиртное не употреблял. А сколько по стране аналогичных по сути случаев — страшно сказать.
КАК ОСТАНОВИТЬ МЕДИЦИНСКОЕ ПОДПОЛЬЕ?
Минздрав, конечно, призывает граждан обращаться за медицинской помощью исключительно к квалифицированным специалистам. И это правильно.
Но как в реальности заставить людей (в большинстве своем небогатых) не подходить легкомысленно к рекламе услуг в социальных сетях и мессенджерах? Как убедить массы россиян обращаться за помощью только в медицинские организации, имеющие лицензии? Пока эти нелегкие вопросы ждут ответа, пир «домашней медицины» продолжается.
— Официальные доходы младшего медперсонала — тех же косметологов, массажистов и многих медсестер невелики, если не сказать нищенские. Поэтому такой персонал пару дней в неделю ведет прием в клинике с целью нарастить свою личную клиентскую базу. А нарастив ее, уже активно принимают клиентов на дому. А для аппаратной косметологии многие такие «левши» покупают домой специальное оборудование, — рассказывает Ольга Тимохина, научный руководитель Поволжской сети клиник иммунореабилитации. То есть надо серьезно поднимать доходы такого младшего персонала в здравоохранении, чтобы людей не тянуло налево…
Конечно, есть и фактор восприятия: на фоне теневой торговли человеческими органами, изготовления контрафактной продукции и продажи наркотических медпрепаратов такие шалости, как домашнее лечение, кажутся невинными. Но цена их оказывается тоже велика, нередко — та же жизнь пациента.
Беда еще и в том, что подделки при современной полиграфии и компьютерной технике — плевое дело. Эксперты говорят, что сегодня чуть ли не любой медицинский сертификат несложно найти и приобрести прямо в интернете. Навскидку журналист «МН» нашел в Сети и сертификат стоматолога, и удостоверение об окончании интернатуры, и диплом медицинского колледжа. И все это добро продавалось по сходной цене от 12 до 25 тысяч рублей.
Так что пока цветет и пахнет такая вот активная реклама, на нее будет клевать не слишком разборчивое или малограмотное в медицинском смысле население. Вот с чем надо бороться в первую очередь.
Евгений Александров
Фото: Adobe Stock
Источник:
mirnov.ru